Что происходит?
Дизайн сайтов и верстка становятся сложнее, разработчики экспериментируют, играются с визуалом. Это все весело, но пользователь теряется в задизайненых лабиринтах.
Ради комфорта пользователя на платформе и упрощения работы над оформлением был выработан онбординг приложений и платформ. Сейчас я проведу краткий экскурс темы. Также приведу хорошие и плохие примеры.
Что есть онбординг?
Знакомство клиента с продуктом.
Это забота о том, чтобы гость сайта легко и эффективно погрузился в продукт или услугу.
Когда пользователь заходит на сайт какой-нибудь услуги, перед ним много разных кнопочек, баннеров, блоков с информацией о продукте, но все нет кнопки, за которой он пришел. Тогда он уходит со страницы продолжать искать более понятную платформу. Это проблема. Чем больше возможностей сервиса, тем сложнее пользователю сориентироваться в нем.
С проблемой ориентации на сайте справляется онбординг.
Он удерживает внимание пользователя, делает акценты на нужных кнопках и доводит до покупки или регистрации.
Понятно, как работает онбординг и зачем он нужен?
Проявляет себя в виде всплывающих подсказок или окон на сайте, которые помогают сориентироваться в разделах площадки и мотивируют к действию.
Например. У всяких конструкторов сайтов, верстки и учебных платформ внутри интерфейса есть обучающие подсказки. Это цепочка всплывающих окон с инструкцией работы на платформе. Такие подсказки не исчезнут, пока пользователь не пройдет обучение или не введет данные, или не ответит на вопросы. Чтобы не раздражать юзера, они оформляются разработчиками в шуточно-игровой форме.
Появляется онбординг в момент, когда пользователь активничает в конверсионной воронке. Ну т.е. че-то покупает, че-то регистрируется или подписывается на рассылку. А дальше сопровождает пользователя, когда тот путешествует по сайту.
И как онбординг приносит пользу?
Это поддержка пользователя во время прогулки по сайту, предлагать новые возможности, уведомлять об обновлениях и ознакамливать с интерфейсом площадки.
Онбординг отвечает пользователю на вопросы: “В чем задача продукта?”, “Как использовать продукт?”, “Чем продукт полезен для потребителя?”. Должен погружать пользователя, создавать динамику взаимодействия.
Я теперь представляю, что это. Как сделать его хорошо?
Идеальный онбординг выглядит на сайте теплым другом, будто он неотделим от продукта. Интегрируй его в интерфейс, не лепи отдельные окна, которые раздражающе всплывают на сайте. Иначе у пользователя будет создаваться настроение: “Да я понял, можно исчезнуть?”. Дай клиенту контроль над ситуацией и не указывай, что делать.
Оформлять в виде подсказок, как сделать работу пользователя на платформе эффективнее. Рассказывай больше о том, какую проблему может решить твой продукт.
Нельзя быстренько “раскидать” о работе на платформе и закинуть пользователя плавать дальше как-нибудь самому.
Постепенно рассказывай о функциях, не перегружай клиента информацией, через некоторое время можно напомнить о новых возможностях, которыми человек еще не пользовался. Онбординг – это спутник и наставник, пусть наставничает на протяжении всего пути общения с платформой.
Поэтому сделай интерактивный тур по платформе и оставь на некоторое время человека освоиться, позже он сам придет за помощью. Тогда настанет время маленьких онбордят.
Есть какие-то виды онбординга? Типа удачные примеры и все такое.
Да, сейчас расскажу про прикольные варианты онбординга, которые позитивно влияют на трафик.
Есть такая штука, как “состояние бездействия” в продукте. Когда пользователь никаких действий пока не выполнил, можно его мотивировать в контексте: “Давай сделаем новый проект вместе…”, а потом направить на кнопочку.
Еще на обучающих площадках и конструкторах хорошо заходит шкала прогресса. Она выглядит, как индикатор достижений пользователя. Его можно оформить в виде списка задач, где поэтапно будет вычеркиваться выполненное, или в форме блока с уровнями. Главное, чтобы шкала вмещала только важные пункты, ничего второстепенного, иначе пользователь запутается.
Есть и вид онбординга, который живет на почте – это lifecycle-рассылки. Они внедряются с момента подписки пользователя на платформу и в виде цепочки писем. Такие рассылки мотивируют клиента вернуться на сайт, совершить действие или уведомляют о новых функциях и возможностях.
А как делать не надо в онбординге?
Не делай онбординги, которые отвлекают во время работы на платформе. Они навязчиво выскакивают ни к селу, ни к городу. Лучше настроить обучалку в игровой форме, которая с заботой проведет экскурс в начале пути, к которой еще можно будет обратиться в ходе работы. Но пусть окна с подсказками не выскакивают каждую минуту.
Еще не делай подсказки огромными и долгими, такие окна надоест пролистывать, а человек хочет уже начать работу, он уже все понял, все, отстань.
Бывают косяки, где обучалки и подсказки делают странно. Если пользователь случайно закроет их, то они больше никогда не увидятся. В итоге ему нужно будет самому разбираться в теме или клиент уйдет к конкурентам, потому что тут непонятно ничего. Для удержания клиента используй постоянство, пусть подсказки висят где-то там и ждут, пока человек к ним обратится.
Не используй очевидные подсказки типа: “Чтобы продолжить, нажмите кнопку “Продолжить”. Выглядит бесяче, не делай из пользователя тупое животное.