- О чем речь?
- Что это вообще такое “карточки”?
- Окей, а как карточки работают?
- Но зачем их придумали? Обычные статьи вроде тоже норм работали.
- Понятно. Допустим, я хочу использовать карточки у себя. Как мне их адекватно составить?
- Ясно. А с чего мне начать, там есть введение?
- Заголовки всегда должны содержать одно вопросительное предложение?
- Ок. Какой тон я могу использовать в карточках?
- А карточки не будут смотреться хаотично, как их связывать друг с другом?
- Понятно. А у карточек есть какое-то завершение?
- Хорошо. В карточках есть еще какие-то условия по оформлению?
- Можно мне обычную статью превратить в карточки, просто разделив на блоки с вопросительными заголовками?
О чем речь?
Авторы новостного портала “Медуза” ввели новую упаковку текста – “карточки”. Переупаковали и бренданули, так сказать. Карточки приятно заработали, поэтому многие редакторы начали активно пользоваться форматом.
Что это вообще такое “карточки”?
Карточки – это статья в виде отдельных простейших блоков информации. В статье обычно 7-12 карточек. В каждой из них – открытый вопрос, т.е. тот, на который требуется развернутый ответ. В одной карточке максимум 2-3, реже – 4 абзаца.
Окей, а как карточки работают?
Формат карточек выглядит как диалог “вопрошающего” и “отвечающего”. Между ними создается что-то типа напряжения. Тот, кто задает вопрос – напористый, недоверчивый. У него немного резкий тон и нетерпеливое поведение, человек хочет получить точную, оперативную информацию. Тот, кто отвечает – вежливый, тактичный, рассудительный. Он опирается на факты и успокаивает любопытство собеседника.
Такая диалоговая форма выглядит живо и органично, читатель вовлекается и не теряет интерес к статье. Карточки создают ощущение дружеской беседы, где товарищ объясняет тебе все просто и доступно.
Но зачем их придумали? Обычные статьи вроде тоже норм работали.
Дело в том, что карточки помогают читателю усвоить даже тяжелую техническую информацию. Так, автор переигрывает узкую терминологию или профессионализмы в “человеческий” язык и лепит из них живой диалог. На выходе получается понятная, интересная, лаконичная статья.
Карточки хороши еще тем, что не заставляют вдумываться в смысл каждого слова. Они читаются легко.
Понятно. Допустим, я хочу использовать карточки у себя. Как мне их адекватно составить?
Вообрази диалог со своим другом. Постарайся объяснить тему максимально просто и кратко. Настолько просто, что тебя должен понять даже пятиклассник. В своих ответах придерживайся одной темы. Не углубляйся, не уходи в размышления, не делай отсылки. У тебя есть конкретный вопрос, поэтому отвечай только на него. Все, как на экзамене в универе. Если ты решишь вдаться в сторонние рассуждения, это будет провалом.
Ясно. А с чего мне начать, там есть введение?
В карточках нет традиционного введения, за него будет “нулевая карточка”. В ней описывается проблема. У “Медузы” это карточка: “Что случилось?”, “Почему важно?”, “О чем речь?” или “Что происходит?”. Можно начать так же, как у “Медузы”. Да, лучше начать именно так.
А можно в другом варианте. Сначала рассказываешь о проблеме, мол: “Произошло вот это…”, а потом задаешь вопрос: “Что дальше?”. Например: “Я слышал, что пластик убивает океан. Что это значит?”. И далее развиваешь тему, как отвечающий.
Заголовки всегда должны содержать одно вопросительное предложение?
Нет, но это выглядит живенько. Так как ведется диалог, то наш “вопрошающий” должен всегда задавать вопросы, а мы отвечать на них.
Еще в карточках можно использовать контекст. Не обязательно вводить заголовок из одного предложения, их может быть несколько (лучше – 2). Первое – повествовательное, в нем задаем контекст и описываем ситуацию. Второе – вопрос по ситуации.
Ок. Какой тон я могу использовать в карточках?
Выбирай дружелюбный тон. Такой, будто ты объясняешь что-то подростку, передаешь ему свой опыт. Это должно выглядеть немного снисходительно, но смотри, чтобы не было похоже на разговор с умственно-отсталым.
А карточки не будут смотреться хаотично, как их связывать друг с другом?
Добиться связности карточек можно с помощью вопросов: “Получается,что…”, “А что,…”, “Понятно, а сколько…”. С помощью них можно легко переключаться с одной темы на следующую и создать при этом ощущение того самого живого диалога.
Понятно. А у карточек есть какое-то завершение?
Да, иногда используют метод “Переспросить”. В последней карточке формулируется закрытый вопрос, который перескажет все, что было выше. Это выглядит органично и может быть хорошим выводом.
Хорошо. В карточках есть еще какие-то условия по оформлению?
Да. Добавлю еще, что карточки выгоднее выглядят в чисто текстовом варианте. Сюда не стоит использовать картинки, много ссылок, не рекомендую и формат списков, схем, колонок или таблиц. Все должно выглядеть просто – вопрос и ответ.
Можно мне обычную статью превратить в карточки, просто разделив на блоки с вопросительными заголовками?
Не стоит так делать. Хотя бы потому, что карточки имеют другой формат упаковки информации. В них текст сжат и лаконичен. Обычная же статья перегрузит карточки смыслом, тогда получится информационная каша, в которой читатель может запутаться.
Следи за тем, что отвечаешь именно на тот вопрос, который был задан, не уходи за его рамки. Четко придерживайся одной темы, не делай из карточки философский трактат.